| 
ГлавнаяХудожники УзбекистанаАнненков Пётр Тимофеевич

Анненков Пётр Тимофеевич

Родился  6 марта 1953 года.

Заслуженный деятель культуры Республики Узбекистан.

Награжден Орденом  Республики Узбекистан «Мехнат шухрати».

Награжден Серебряной медалью  Академии художеств Республики Узбекистан.

Рассказ о творчестве Петра Анненкова должен, по меньшей мере уместить в себе рассказ о трёх основных направлениях в его работе: художник книги, художник-станковист и художник мультипликатор.
Какими бы не казались различными все эти направления они тесно переплелись и как бы вытекают одно из другого. И всё же начинать нужно с книги.
В своих иллюстрациях Петр Анненков стремиться к воссозданию главных сюжетных мотивов произведения, созданию ощущения исторической эпохи и культурной среды. Очень большое значение имеет глубокое знание художником этнографии и культуры. Достаточно вспомнить его иллюстрации к арабской сказке «Волшебная лампа Аладина» или «Али-Баба и сорок разбойников», узбекскую народную сказку «Пять девушек» и книжку-игрушку «Дочка-умница», где от художника потребовалось не только мастерство иллюстратора и книжника, но и конструктора-дизайнера. Художнику удаётся создать произведения, в которых удачно синтезируются понимание наследия старинной восточной миниатюры, принципов её художественного построения, богатство цвета, явная доминанта линии в решении композиции, четкий ритм и, вместе с тем, доступность для понимания юного читателя, подлинная сказочность, добрый юмор.
В иллюстрациях видно последовательное логическое развитие мысли и, как следствие этого, — развитие пластики. Это вызывает желание внимательно рассмотреть листы, понять ход мысли автора.
Произведения Петра Анненкова узнаваемы, хотя каждый раз обладают индивидуальным образным строем и, безусловно, передают личностную авторскую трактовку образов и литературного материала.
Особенно отрадно в работах Петра Аненкова – художника книги то, что он не только иллюстратор, его волнует весь книжный организм в целом. Художник стремиться объединить иллюстрации, внешнее оформление, обложки, титул, макет в единое целое, он разрабатывает шрифты для той или иной книги, точно соответствующие её содержанию и стилю. Это особенно очевидно в его работе над оформлением альбомов по искусству и азбуками. Опыт художника в этом направлении нашли поддержку не только у отечественных, но и зарубежных издателей.
Станковые произведения Петра Анненкова последних лет, в каком-то роде это тоже иллюстрации, но иллюстрации к ненаписанной «Книге жизни» самого автора, общества, в котором он живёт и работает.
Мораль, нравы, взаимоотношения людей, прекрасное и безобразное, мудрое и смешное переплетаются в его работах, где добрый юмор книжника уступает место сарказму художника, глубоко почувствовавшего противоречия, раздирающие и окружающие его общество.
Он остаётся верен акварели, и это кажется вполне оправданным. Внутреннее чутьё подсказывает художнику, что любая другая техника или материал были бы слишком громоздкими и лишили бы его произведения той доли иронии, которую передают его лёгкие прозрачные краски. Даже когда он использует масло, полностью его фактура не выявляется, не довлеет над характерным для автора подходом к решению темы. Техника исполнения, колористическое решение помогает художнику достичь максимума психологического раскрытия образов и темы.
Ещё одна сфера деятельности Петра Анненкова – работа в качестве художника-постановщика мультипликационного фильма «Об истории ислама». На основе работы над этим мультфильмом, который задуман как большой сериал, рассказывающий о бытовании ислама в Средней Азии.
Художник принимал активное участие в разработке символики Республики Узбекистан, разработал паспорт Республики Узбекистан.
Работы Петра Анненкова широко знакомы широкому читателю и любителям искусства. Его книги изданы тиражом более пяти миллионов экземпляров и многие из них стали библиографической редкостью, а станковые произведения и иллюстрации выставлялись на многих выставках в странах содружества и за рубежом, в том числе Испании, Германии, Корее, США, Индии, Финляндии и других стран.
Его работы хранятся в собраниях Государственного музея искусств Узбекистана, музея современного искусства в Москве, в Музее Олимпийского движения в Лозанне (Швейцария), в коллекциях Х.А. Самаранча, Президента Фонда Аденауера, посла Японии в Узбекистане, в Дирекции художественных выставок Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, в коллекции Союза художников Узбекистана, в частных собраниях США, Германии, Индии, Великобритании, Швеции, Финляндии и других стан.
Искусствовед Н.В. Коблова

| Главная| Информация| Художники Узбекистана| Карта сайта| Контакты|