| 
ГлавнаяХудожники УзбекистанаАлибеков Сергей Арифович

Алибеков Сергей Арифович

Родился 16 мая 1956 года в поселке Касансай Наманганской области Узбекистана. В 1976 году окончил Фрунзенское (ныне — г. Бишкек) художественное училище. С 1979 года участвует в выставках. Работает в области станковой живописи и графики, скульптуре, керампластике, декоративном искусстве. В 1984 — 1994 гг. работал в мультобъединении Киностудии «Узбекфильм», выступая порой сценаристом, режиссером и художником. Широкую известность Алибекову принес фильм «Будет ласковый дождь», получивший призы на фестивалях в Лейпциге (1984) и Бильбао (1985). В 1988 году С.Алибеков стал художником-постановщиком художественного фильма «Вельд». Мультипликационные фильмы «Нить», «Пауза», «У лужи», созданные художником, награждены призами международных фестивалей. С.Алибеков — член Союза художников и Союза кинематографистов Узбекистана.
Произведения С.Алибекова находятся в Третьяковской галерее (Москва) и Кутаисской галерее, в музеях Республики Узбекистан, частных собраниях Узбекистана, России, за рубежом.
Большая часть жизни и творчества художника связана с Ферганой. В настоящее время он живет и работает в Москве.
На протяжении последних лет Сергей Алибеков вошел в число наиболее упоминаемых и популярных художников Узбекистана. Более того, имя С.Алибекова начало обрастать легендами и будоражить зрителя не одиозностью поведения или шокирующей манерой письма, а той атмосферой загадочного, парадоксального магнетизма, который исходит из сонма ирреальных образов и мифологических сюжетов, составляющих особую драматургию его живописных картин.
Представленные здесь произведения — своеобразная антология работ Сергея Алибекова, созданных за последние пять-шесть лет и представляющих собой сгусток интеллектуально-творческой энергии художника и вызревшую к сорока годам персональную философию искусства, прошедшую своеобразный путь эволюции. Эти работы объединены в единый цикл, названный автором «Нравственные категории».

С.Алибеков начинал как керамист, создавший немало оригинальных пластических композиций как для выставок, так и для многочисленных интерьеров.
В начале 80-х годов художник все больше уделяет внимание живописи, постепенно керамика отходит на второй план. И хотя сам автор рассматривает этот цикл как закономерный, но не самый принципиальный этап творческой программы, в ряде его последних живописных картин обнаруживаются явные реминисценции, связанные именно с поисками в керамике того времени.

Принципиально важной, этапной была его работа в середине 80-х гг. в качестве художника над мультфильмом «Будет ласковый дождь» по роману Рэя Брэдбери, на который его пригласил режиссер Н.Туляходжаев.

В результате гармонии литературного и интерпретационного, визуального начал был создан блестящий по пластике мультфильм, принесший его создателям мировое признание. Фильм стал обладателем Гран-при Лейпцигского кинофестиваля «Золотой голубь» (1985), испанского — «Серебряный дракон» (1986). За этим фильмом последовала работа в качестве художника еще над двумя мультфильмами: «Золотой лист», «Сад хризантем» и участие в постановке игрового фильма «Вельд» (1987). После этой картины С.Алибеков приступает к работе над мультфильмами уже в качестве и художника и одновременно режиссера, создав на протяжении довольно короткого времени три картины ( «Пауза», «Нить», «У лужи»).

Приобщение к драматургическому и кинематографическому материалу и технологии заметно обогатило арсенал живописно-пластических средств художника. Работа в кинематографе стала самостоятельной и важной частью творчества С.Алибекова, имевшей принципиальное значение для последующих этапов.

Изображение конкретного предмета становится основной эстетической конструкцией и смысловым манифестом в произведениях С.Алибекова. Поиски в области абстрактно-отвлеченных форм художник рассматривает лишь как средство, необходимый этап ремесленного обучения мастерству: «Абстракция — это игра, упражнение, нужное для воспитания навыков, композиционного, цвето-пластического построения картины, — говорит С.Алибеков. — Это — суть современного дизайнерского решения. Беспредметное искусство действует только на эмоции, не затрагивая духовно-нравственных категорий. В то время как изображение конкретного предмета необходимо для вовлечения человека в осмыслительный процесс. Как бы нить, за которой надо пройти, чтобы частично „почувствовать“, на что пытается намекнуть художник.“

Представленный здесь цикл работ С.Алибекова — своего рода мифологическая сюита, в которой отсутствует современная атрибутика. Историчность аксессуаров, мифологические и аллегорические образы и мотивы создают особый, ирреальный фантастический мир. В этом отношении творчество Сергея Алибекова можно рассматривать как развитие своеобразной мемориальной линии в живописи Узбекистана» (…).
 
| Главная| Информация| Художники Узбекистана| Карта сайта| Контакты|