| 
ИнформацияСтатьи искусствоведов

Александр Ляхов: В КАЗНЕТ — НА ВЕРНИСАЖ!

В 1915 году замечательный поэт Николай Асеев написал свое знаменитое «Объявление», начинавшееся такими строками:
Я запретил бы «Продажу овса и сена»…
Ведь это пахнет убийством Отца и Сына?
А если сердце к тревогам улиц пребудет глухо,
руби мне, грохот, руби мне глупое, глухое ухо!
Вспомнил же я эти строки потому, что они наглядно показывают, какие необычные ассоциации и образы может вызвать самое обычное рекламное объявление, будь то архаичное «Продажа овса и сена» или архисовременное «Создание сайтов, хостинг, поисковая оптимизация и раскрутка»! Точно так же и тема очередного моего исследования – «Изобразительное искусство и Казнет» — разве не напоминает название фильма 1918 года «Барышня и хулиган», в котором снялся старший товарищ Асеева Владимир Маяковский? Да-да, великий поэт и драматург пробовал свои силы еще и в немом (ирония судьбы!) кинематографе!
Впрочем, дальше речь пойдет все-таки не о любимых мною поэтах, а о сложных взаимоотношениях казахстанского изобразительного искусства ( «барышни») и казахстанского Интернета ( «хулигана»). Не в обиду будет сказано, но, к сожалению, мыслящие в вебе «технари» в основной своей массе не являются большими любителями и ценителями Прекрасного, отсюда и явный недостаток в Казнете сайтов, посвященных театральному искусству и кинематографу, не говоря уж о литературе…
Да что там говорить о кинокартинах или театральных постановках, плохо вписывающихся в интернет-формат, если в Казнете не повезло даже графике, живописи и скульптуре, хотя, казалось бы, язык картины или скульптуры не требует перевода и сделать заключение об их ценности можно даже по не совсем адекватным веб-копиям…
«НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ, НО МОЖНО РУКОПИСЬ ПРОДАТЬ!»
Несмотря на иронический контекст, присутствующий в оригинальном тексте Александра Сергеевича Пушкина (не знаю, как сейчас, а лет 30 назад стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» входило в школьную программу), слова Поэта в той же мере правильны для литературных творений, как и для картин, скульптур и других экспонатов виртуальных вернисажей. И начать мне хотелось бы с сайта, открытие которого состоялось буквально на днях, а именно — с проекта «eXtra-art»…
Представляя своим читателям сайты Казнета, я нередко отталкиваюсь от того, как заявляют о своих работах создатели этих сайтов. Так бывает обычно в тех крайних случаях, когда сайт представляется своим читателям либо исключительно грамотно, либо, увы, наоборот… Тем приятнее мне процитировать, что новый «имиджевый культурно-социальный проект ИА „Gazeta.kz“ […] не является картинной галереей, мы не собираем архив произведений искусства. Даже наоборот — убедительно просим авторов удалять проданные экспонаты. Также мы не берем процент с торговой операции между мастером и покупателем, как и денег за регистрацию и размещение произведений.
Нам искренне хочется, чтобы казахстанские (и центрально-азиатские) мастера изобразительных искусств смогли продемонстрировать свои произведения не только избранным, не только в специализированных галереях, но и всем, кто интересуется их творчеством». По-моему, друзья, замечательная идея Романа Насонова, Алёны Аукеновой и Ко! Не повторить бы только судьбу другого хорошо начинавшего проекта — «Keste»! В переводе с казахского языка «кесте» означает «вышивка», однако не надо думать, что это сайт об искусстве кестешi — мастериц-вышивальщиц. Нет, создатели «Keste» попытались в меру своих сил отразить весь спектр изобразительных и декоративно-прикладных искусств Казахстана, включив в виртуальную экспозицию работы живописцев и графиков, скульпторов и ювелиров, дизайнеров одежды и интерьера — всех тех, кого объединяет одно высокое слово «художник». Вот только два года уже сайт пребывает в «замороженном» состоянии… Может быть, вспомнит-таки руководитель проекта Тахир Такабаев о своем детище?
ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ КАЗНЕТА: БЕДНЕНЬКО, НО… ЧИСТО!
Прежде, чем продолжить рассказ об изобразительном искусстве в Казнете, я невольно вспомнил короткий анекдот из популярной лет 10-15 назад серии «О новых русских». Рассказывается в нем о том, как один из быстро разбогатевших «братков», желая приобщиться к культуре, посетил Эрмитаж и все свои впечатления об одном из крупнейших музеев мира отразил в короткой фразе: «Бедненько тут у вас, конечно… Но чисто!».
Вспомнил же я этот анекдот по той простой причине, что то же самое можно сказать о многих художественных сайтах Казнета, начиная с сайта музея №1 страны, который так и называется — Центральный Государственный музей Республики Казахстан.
Начало созданию его коллекций было положено в 30-х годах ХIХ века в Оренбурге, где при Неплюевском военном училище был организован «Музеум Оренбургского края». Кстати, имя одного из инициаторов музея сейчас известно всему миру — Владимир Иванович Даль, ученый-языковед и писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Словаря пословиц русского языка».
Современное здание музея, которое до сих пор считается одним из лучших архитектурных сооружений Южной столицы (чего никак не скажешь об интернет-представительстве ЦГМ РК, которое давно уже смотрится этаким веб-анахронизмом!), было построено в 1985 году. Общая площадь трех этажей — около 17,5 тысяч квадратных метров, на которых разместились несколько выставочных галерей и 4 экспозиционных зала. На сегодняшний день собрание ЦГМ РК насчитывает более 200 000 памятников материальной и духовной культуры.
Следующим в моем списке идет Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева. Его история начинается 23 сентября 1935 года, когда Совет народных комиссаров Казахской ССР принял постановление № 1013 — об организации художественной галереи. Основу коллекции составили картины, приобретенные на выставке, посвященной 15-летию республики. Через год крупнейшие музеи страны – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина передали Казахстану 200 произведений русской и западной живописи и графики.
В 1976 году фонды Казахской государственной художественной галереи имени Т. Г. Шевченко и Республиканского музея прикладного искусства были объединены, а в 1984 году новому музею было присвоено имя одного из основоположников казахского изобразительного искусства художника Абылхана Кастеева…
В здании музея располагается и первый в Казахстане аукционный дом «Жаухар», одна из задач которого заключается в том, чтобы помогать не ошибиться с реальной стоимостью принадлежащего или предлагаемого вам «шедевра» (а случается такое сплошь и рядом, о чем можно судить, например, по заметке двухлетней давности на сайте телеканала НТВ — «В Китае производство шедевров поставлено на поток». Конечно, до мировой известности Sotheby's или Christy's «Жаухару» далеко, но лиха беда начало, как говорится!
При всем моем уважении к Интернету и его возможностям, думаю, друзья, что веб-сайт — не лучшее место для ознакомления с бесценными образцами казахстанского и мирового искусства, вот почему я с удовольствием завершу эту колонку фразу, которая украшает страницы раздела «Галерея» сайта Кастеевского музея: «Добро пожаловать в Музей!».
КАЗАХСТАНСКИЙ АРТ-РЫНОК ЖИВ?
Итак, продолжаем наше неспешное виртуальное путешествие по художественным музеям и галереям, выставкам и аукционам, и прочим культурным местам Казнета. Но прежде, чем мы снова тронемся в путь, настоятельно рекомендую, друзья, ознакомиться со статьей Саиды Сулеевой «Казахстанский арт-рынок: умер, не родившись?», опубликованной в сентябрьском за 2000 год номере журнала «Континент». Ведь именно в ней указан в качестве первой частной галереи Казахстана герой следующего абзаца…
Галерея современного искусства «Тенгри-Умай» (а речь о ней!) открылась в апреле 1992 года. Был в ее истории годичный период, когда она, образно говоря, «оказалась на улице», поскольку в Театре имени Лермонтова, где все эти годы располагалась галерея, шёл капитальный ремонт. Но с мая 2007 года «Тенгри-Умай“ размещается в одной из высоток-“близнецов» по адресу: ул. Панфилова, 103. Что предоставляет ее посетителям интересную возможность сравнить творчество тех двух десятков художников, чьи произведения выставлены в галерее, с теми, которые выставляют (в прямом смысле!) свои картины прямо на соседнем с высоткой «алматинском Арбате», как называют отрезок улицы Жибек Жолы от проспекта Абылай-хана до улицы Фурманова.
Не избежал переезда с годами насиженного места и Центр современного искусства Сороса-Алматы, много делающий для популяризации творчества казахстанских художников, графиков, скульпторов и прочих мастеров перформанса. Кстати, именно на сайте СЦСИ-Алматы можно найти подготовленный Валерией Ибраевой самый полный сетевой справочник по современному искусству Казахстана. К сожалению, большая часть галерей и художников, упомянутых в этом справочнике, собственных пространств в Интернете либо не имели вовсе, либо имели, но сейчас «закрыты на замок»…
Например, художественная галерея «OYU» за 8 лет своего существования провела немало персональных выставок наших лучших мастеров карандаша, кисти и резца, таких как Абылхан Кастеев, Жанатай Шарденов, Айша Галимбаева, Сахи Романов, Гульфайрус Исмаилова, Евгений Сидоркин и другие, а также выпустила целый ряд художественных альбомов и каталогов, посвященных их творчеству. Увы, сейчас адрес www.oyu.kz не открывается, хотя домен по-прежнему значится за галереей…
Не всегда бывает доступна и галерея искусств «Мусагет» при одноименном общественном благотворительном фонде развития культуры и гуманитарных наук. А сетевая художественная галерея «Шежире», хотя и не имеет проблем с доступом, но рассчитана, видимо, на заграничных ценителей прекрасного, поскольку ни на русском, ни на казахском языке версий не имеет, ограничиваясь только английской. Да и качество исполнения самого ресурса если и напоминает о том, что это — сайт художественной галереи, то разве что присутствием в одном из слов частицы «ХУДО»…
Слишком уж скромно – всего лишь двумя (?!) картинами – представлена в Интернете художественная галерея Президентского центра культуры РК. А ведь и ей есть что показать не только оффлайновым посетителям! Чего стоят только имена мастеров с мировым именем, таких, как Абдрашит Сыдыханов, Агымсалы Дузельханов, Ерболат Толепбай, Амандос Аканаев и другие…
Подводя итоги наших культурных изысканий, друзья, следует отметить, что наше изобразительное искусство пока слабо представлено в виртуальном пространстве. Что тому причина? То ли у самих творцов недостаточно понимания того, что значит Интернет для нас сегодняшних? То ли те, кто продвигает их творчество, не слишком активно выходят на веб-разработчиков и владельцев ведущих рекламных площадок Казнета? В любом случае, исправлять ситуацию нужно, если мы хотим и дальше считать себя культурной нацией!
Александр Ляхов

13.12.2008, 649 просмотров.

| Главная| Информация| Художники Узбекистана| Карта сайта| Контакты|