| 
ИнформацияПресса о мастерах Узбекистана

Райхан Ергалиева о работах Сабира Рахметова

Мудрым философом, а вернее художником, в чьём творчестве неизмеримо сохранялся интерес к человеку, можно назвать народного художника Узбекистана Сабира Рахметова. Внутренним стержнем его искусства всегда был внимательный и взволнованный, спокойный и доброжелательный взгляд на человека, как на существо, достойное любви и понимания, восхищения и гордости. Истоки ненарочитой, но внутренне глубоко прочувствованной гуманистической позиции живописца, вероятно, коренятся в некоем синтезе исконно узбекского, генетически присущего ему эмоционально теплого восприятия человека, и трепетной способности прикоснуться к тончайшим струнам души, обретённой во время обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. Возможно поэтому творчество Сабира Рахметова в целом и его восприятие человека в частности пронизано особым поэтическим настроем, окрашено возвышенной приподнятостью душевных переживаний. В подобном отношении художника к героям сплавлены идеализм и романтичность, вера в доброе, высокое и чистое начало в человеке. Чаще его привлекают личности незаурядные, в чьих характерах отчётливо выявлена творческая суть и мощный энергетический потенциал. Дар творчества проявлен в самых разных образах живописи Рахметова портрете писателя Гафура Гуляма, скульптора Азамата Хатамова, композитора и певца Юнуса Раджаби, артиста Асанали Ашимова, собственных автопортретов художника и многих других работах. Эта загадочная искра, озаряющая высшим духовным светом нашу жизнь, становится для живописца самой притягательной из всех тайн, заключенных в человеке. Живой, реальный человек со всей внутренней силой, красотой или драмой возникает в живописи Рахметова. Продолжением, а может быть, истоком творческого начала у героев, знакомых нам по полотнам художника, становится окружающая их родная среда. Полная конкретных, узнаваемых реалий, она передана живописцем с проникновенностью, точно и тонко, но в какой-то момент вдруг раскрывает свой смысл как ёмкая метафора созидательных сил самой жизни, что активизирует в человеке волю к творчеству. В пестрой красочности народного быта, пронизанной фольклорным восприятием, смыкающим жизнь с притчей или превращающей в сказку ее знакомые трогательные оценки ( «Портрет Гафура Гуляма»), в энергетически пульсирующей, духовно напряженной атмосфере скульптурной мастерской ( «Портрет Азамата Хатамова»), в мелодичной красоте сюжетов и красок восточной миниатюры ( «Портрет Юнуса Раджаби), живут герои Рахметова. Это их абсолютно реальный, и в тоже время глубинный, внутренний, духовный мир. В их преданности, пристрастии и влечении к высшей духовной красоте и совершенству заключено для живописца значение творческого дара, призвания, придающего высокий смысл жизни художника. Есть в трактовке Рахметовым человека драгоценное качество, обнаруживающее в нём особый дар портретиста. Это присущее ему умение выявить неоднозначность человеческой натуры, способность, прикоснувшись к душе, заставить её приоткрыться, затянуть свой неповторимый мир и вновь ускользнуть, уводя воображение зрителя в свои таинственные лабиринты. Вспомним загадочность взглядов персонажей классической европейской портретной живописи, вспомним недосказанность, уклончивость, условность восточной традиции в изображении человека, попробуем всмотреться в сложный и многозначный мир, таящийся во взглядах рахметовских героев, чтобы вновь ощутить всю волнующую красоту и извечную непостижимость человеческой души. Говоря о портрете в живописи Рахметова, нельзя не отметить особый художественный артистизм творческой манеры живописца. Он проступает на самых разных уровнях создания картины, то в законченной цельности и тяготении к композиционному и пластическому совершенству, то в динамичной, изысканной импульсивности живой и быстрой манеры письма. Одной из тайн творчества Сабира Рахметова, позволяющих ему воссоздать с сердечной теплотой и высоким идеализмом образ человека, передать в нём трепетное чувство и возвышающую душу мысль, является, возможно, самая простая и обыденная, но столь редко встречаемая в наши дни любовь художника к человеку. Это глубокое и особенное чувство лежит в основе подлинного гуманизма его искусства.
Райхан Ергалиева, кандидат искусствоведения
Ташкент, 2000г.

28.01.2009, 532 просмотра.

| Главная| Информация| Художники Узбекистана| Карта сайта| Контакты|