| 
ИнформацияНачинающим коллекционерам

Техника исполнения (словарь терминов)

Техника живописи — совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины.

Акварель (фр.Aquarelle; нем.Wasserfarbe) — техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Различают:
— собственно акварель, основанную на лессировках, без применения белил; и 
— корпусную технику, использующую кроющие водяные краски с применением белил.

Аэрография — техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется:
— в декорировании керамики;
— в разрисовке тканей и театральных декораций;
— в книжной графике;
— в изготовлении крупноформатных плакатов.
Трафарет для аэрографии: изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок и размещается на поверхности предмета.

Восковая живопись — техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

Гуашь (фр.Gouache от итал.Guazzo — водяная краска) — техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуашевыми красками; гуашью).
Гуашь применяется в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.

Карнация — живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

Кисть — инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи, в графике и в каллиграфии. Кисти изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Различают:
— жесткие щетинные кисти для масляной живописи;
— кисти с длинным волосом для в клеевой живописи;
— круглые, остроконечные, мягкие кисти для использования в акварели, темпере и тоновой графике;
— колонковые кисти для работы любыми красками.

Корпусное письмо — технический прием в живописи; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.

Лучизм — живописный метод, разработанный и развитый М.Ф.Ларионовым, в соответствии с которым задача художника состоит в изображении не самих предметов, а отражения исходящих от них цветовых лучей.

Мазок — след кисти с краской, оставляемый на основе. Техника живописи мазками зависит:
— от индивидуальной манеры художника;
— от задачи, которую он перед собой ставит;
— от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

Масляная живопись (Oil-painting) — разновидность живописной техники, основанная:
— на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества; а также
— на определенных приемах работы с красками.
Считается:
— что масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов;
— что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.
 
Мастихин (итал.Mestichino) — инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Природные пигменты
Минеральные краски — различного цвета руды, глины, минералы и другие горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и других металлов, а также углеродистые вещества. По цвету минеральные краски делятся на восемь групп:
-1- белые: мел, барит, каолин;
-2- желтые: охра, сиена;
-3- красные: мумия, сурик, железная киноварь;
-4- зеленые: волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень;
-5- синие: лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя;
-6- коричневые: жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая умбра;
-7- серые: железная слюдка;
-8- черные: природная сажа, пиролюзитовая черная сажа.

Мольберт (Easel фр.Chevalet от нем.Malbrett) — полка для живописи
Мольберт — деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска. Различают складные и стационарные мольберты.

Муштабель (польск.Musztabel) — деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.
Муштабель заканчивается шариком, которым художник опирается на полотно, держа муштабель левой рукой.

Палитра (фр.Palette) — небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Палитра для масляной живописи обычно делается из дерева.
Палитра для других видов живописной техники может быть сделана из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса и др.

Пастель (фр.Pastel; итал.Pastello, от итал.Pasta — тесто) — техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги, картона и т.п. специальными карандашами из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (пастельными карандашами; пастелью). При этом:
— начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими;
— красочный порошок растирают пальцами или растушкой.
Для пастели характерны:
— бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;
— звучный и чистый цвет;
— мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.

Растворители (разжижитель Solvent фр.Dissolvant; нем.Loser) — в технике живописи это жидкие вещества и составы, которые художник примешивает к краске в ходе работы, чтобы придать нужные свойства красочному слою.
В акварельной живописи растворителем служит вода.
В темперной живописи — разбавленная водою эмульсия.
В масляной живописи — масло, лак, скипидар, пинен, керосин и т.д.

Растушка — короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.

Сфумато (От итал.Sfumato — затуманенный) — прием в живописи, заключающийся в смягчении очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющем передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Темпера (итал.Tempera; фр.Detrempe, от итал.Temperare — смешивать краски) — живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии:
— из воды и яичного желтка; либо
— из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.

Фиксация (фиксирование; Фиксаж от фр.Fixer — закреплять) — закрепление специальными составами красочного слоя или рисунка для придания им лучшей сохранности.

Шпатель (Шпахтель Putty spattle; Spattle От нем.Spatel — лопаточка) — резиновая, пластмассовая или стальная пластина с ручкой.
В отделочных работах шпатель используется:
— для очистки старой замазки, обоев, краски; и 
— для нанесения и разравнивания шпаплевки.
В живописи шпатель используется:
— для очистки палитры;
— для перемешивания красок;
— для грунтовки и т.д.

Энкаустика (греч.Enkaustike От греч.Encaio — выжигаю) — техника живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника энкаустики разработана в Древней Греции в 5 в. до н.э.

08.12.2008, 970 просмотров.

| Главная| Информация| Художники Узбекистана| Карта сайта| Контакты|